В декабре я увидела репортаж о выступлении Германа Грефа на Всероссийском форуме молодежи и студентов в Сочи, где он призвал всех «работать по 18 часов в сутки». Затем в ходе подготовки сценария конференции руководителей (на основе EVP) я подбирала цитаты Илона Маска и обнаружила его высказывание о том, что надо работать по 12 часов в сутки. По его словам, он так делает сам, ожидает этого от других и именно благодаря такому подходу столь успешен и много успевает в работе (правда, он сам признается, что на личную жизнь времени хватает далеко не всегда).
Все это заставило меня задуматься о том, а какую стратегию жизни стоит выбрать.
Интенсив: путь McKinsey
Я уже 20 лет работаю в бизнесе и отношусь к представителям поколения Х. Большинство моих друзей, коллег, хороших знакомых – представители среднего класса. Многие из нас – отличники (я не исключение). Основной круг общения составляют люди, приехавшие в столицу – те, кто смог изменить свою жизнь, выбраться из самых разных, зачастую очень далеких уголков страны или даже других стран СНГ и «завоевать» свое место под солнцем. Большинство моих знакомых объединяет привычка много работать. Зачастую речь идет об интенсивной работе по 10-12 часов в день, включая выходные.
Клиенты «Апостроф-медиа» – крупнейшие компании страны. Такой подход к работе в них – скорее норма, чем исключение. Люди перегружены работой, и когда человек говорит тебе, что он загружен, долго не отвечает на письма или пытается найти время в своем расписании, то ты понимаешь, что это – реальное положение дел. И ценишь каждую минуту общения.
Постоянная занятость и слово «надо» стали нашей второй натурой. Мы привыкли «фигачить» – работать много, интенсивно, едва ли не на износ. И при этом кроме работы вести семейную жизнь, заниматься спортом и успевать путешествовать. Создается ощущение, что время уплотняется и в него втискивается множество событий. Ты постоянно задаешь себе вопрос «Как он/она делают это?».
Для некоторых сфер это стало почти официальной нормой. Особенно славятся этим консалтинговые компании («большая четверка», а также лидеры в области стратегического консалтинга – McKinsey и BCG). В этих компаниях изначально ты должен быть готов первые годы работать по 12-14 часов в сутки и в выходные, ездить в командировки. Именно про них придумывают анекдоты (а на самом деле нередко это правдивые истории) о том, что в выходной «мы не работаем, мы просто в джинсах едем в офис, в неформальной обстановке встречаемся с коллегами и общаемся по рабочим вопросам» или «Почему ты уходишь в 6 вечера? Да я вообще-то в отпуске». За такой интенсивной работой следует быстрый карьерный, и, как следствие, финансовый рост. Эта агрессивная, американская модель карьеры, жизни, бизнеса стала одним из главных ориентиров для многих руководителей, которые когда-то начинали свой путь в подобных компаниях (и является живым подтверждением их обещаний жизненного успеха).
Подобный жизненный сценарий я долгое время не ставила под сомнение, тем более, что четкая модель формата «если, то» (много работаешь, хорошо зарабатываешь и успешен) подтверждалась на практике. Но потом я познакомилась с альтернативным вариантом.
Поколение Y: запрос на жизненных баланс и «хочу вместо надо»
С 2006 года я изучаю тему теории поколений и отличий между ними. Несомненно, внешняя среда и экономические процессы сильно влияли на поведенческие установки каждого поколения.
Многие исследователи отмечают, что представители поколения Y (а это уже треть рабочей силы в РФ) ненавидят слово «надо» и его бессмысленно применять, если нужно их мотивировать. Свои интересы, жизнь, ценности, они ставят выше, чем задачи работодателя. Не надо думать, что они лентяи. Они могут хорошо, интенсивно и вовлеченно работать, полностью отдаваться своему делу, пока его не закончат. Но в то же время они реже поступаются своими ценностями и личным временем.
Но может быть это именно то поколение, которое нашло другой путь к счастью? Может быть у них другие ориентиры жизненного успеха? Может быть нам стоит завидовать им, потому что они изначально ценили и умели достигать того, что поколение Х добилось только сейчас? Речь идет о жизненном балансе.
Путь баланса: можно ли добиться успеха, работая меньше, а не больше?
«Кто работает плохо, тот работает много» и «Надо работать головой, а не 24 часа в сутки» – эти присказки поколения Y сегодня наверняка знакомы многим. Ряд моих знакомых, работающих интенсивно, столкнулись с проблемами выгорания на работе, с бесконечным «Днем сурка». Вроде ты достигаешь чего-то, но тебе уже надо бежать дальше. Основные клиенты коучей, карьерных консультантов и психотерапевтов сегодня – это те самые успешные Х, которые посвятили свою жизнь работе.
Именно они в свое время породили «дауншифтинг» – отказ от привычной жизни, отъезд в теплые страны и спокойное наслаждение каждым днем как альтернатива типичной жизни представителя среднего класса.
Мне никогда не была близка тема дауншифтинга, я очень ценю блага цивилизации и возможности, которые дают деньги (тем более, что на собственном опыте знаю, что такое их отсутствие). Поэтому я уже несколько лет ищу компромиссный вариант.
Последние три года я живу в совершенно новой парадигме осознанной жизни, придерживаясь принципов баланса. Я стараюсь в первую очередь уделять внимание разным аспектам своей жизни. Работа для меня является важной частью, не только источником денег, но и удовольствия, реализации себя. Мне действительно нравится моя работа. Но я по-прежнему не могу избавиться от «фантомных болей». Если вдруг я работаю немного (например, в отпуске), то начинаю ругать себя за расслабленность.
Сейчас у нас свой, семейный бизнес (т.е. все деньги, которые приходят в семью, зависят от качества нашей работы). Мы вольны сами планировать свой день, но одновременно мы серьезно зависим от своей работы, поскольку нет альтернативных способов обеспечить свое благосостояние кроме как работать. И нас уже нельзя назвать фрилансерами, потому мы как мы собрали небольшую команду, у нас есть финансовый план и долгосрочные контакты.
В фокусе нашей работы всегда учесть пожелания клиента и предложить ему лучшее и своевременное решение. Поэтому иногда у нас происходят «рабочие марафоны»: работа целый день до поздней ночи на этапе обработки исследований и составления отчетов (а один раз отчеты писались в самолетах, аэропортах и гостиницах в течение 3 дней – это не ошибка планирования, а короткий срок со времени получения материалов исследования). В эти дни баланс сильно смещен в сторону работы, поэтому остается мало времени на семью, спорт и другие оси колеса баланса. Но затем я возвращаю недостающие мне вещи в свою жизнь. В какие-то дни я могу работать по 4-6 часов – но это будет работа другого, более креативного характера. Ни один наш проект в «Апостроф-медиа» не похож на другой, а значит каждый раз нам надо искать новый путь, предлагать новое кастомизированное решение. В нашем бизнесе «уберизация» и коробочные решения не работают (что, по моему мнению, хорошо – не везде же нас заменят роботы).
И знаете, показатели бизнеса выросли почти двукратно. Конечно, я задумалась: а что если работать больше (как я делала в начале карьеры), а не давать себе переключаться на спорт, семью и т.п. – вдруг я смогу увеличить бизнес еще больше? Но у меня нет уверенности в этом. Почему? У нас ранее был бизнес, закончившийся неудачно. Мы много работали, старались изо всех сил, но это не принесло успеха. И сейчас мы, конечно, относимся к своему делу с максимальной отдачей, ответственностью, но при этом живем спокойно, совмещая работу со своими увлечениями, семьей, отдыхом. Как говорит мой муж, тут действует одно из правил высокоэффективных людей Стивена Кови – про верный финансовый рычаг.
Вот такая парадоксальная жизненная математика, которая противоречит жизненной логике представителя поколения Х и моей привычки «много работал, много заработал». И логике уважаемых мною Грефа и Маска. Конечно, мне до них далеко в плане жизненного успеха, но я не уверена, что смогу повторить их путь, просто работая по 18 часов в сутки.
Я выбрала свой путь и с удовольствием делюсь своей историей, опытом и подходами в книге «Рестарт. Как вырваться из «дня сурка» и начать жить», которая вышла в издательстве «Эксмо». Потому что верю, что не стоит жертвовать жизнью ради карьеры или бросать бизнес ради жизни. Я верю, что с помощью баланса каждый может стать счастливее в настоящем и создать такую жизнь, которая будет ему по душе.